Повышение утильсбора в 2025 году: полный разбор последствий для автомобилистов
Актуальная ситуация с датами и нормативами
Первоначально повышение утилизационного сбора планировалось на 1 ноября 2025 года, однако Минпромторг принял решение о переносе на 1 декабря 2025 года. По последней информации, не исключен дальнейший перенос на 1 января 2026 года. Такой поэтапный подход позволяет автопроизводителям и дилерам адаптироваться к новым условиям, а покупателям — взвешенно подойти к выбору и покупке автомобиля.
Новые правила расчета
Основное изменение касается применения повышающих коэффициентов для транспортных средств мощностью более 150 л.с. Для этой категории автомобилей утилизационный сбор увеличится в среднем на 30-50%. Чем выше мощность — тем существеннее будет рост суммы сбора: в некоторых случаях он может достигать более 200 000 рублей.
Отраслевая статистика и прогнозы
Согласно данным АЕБ, в 2024 году доля новых автомобилей мощностью свыше 150 л.с. составила 38% от общего рынка. Именно этот сегмент окажется под максимальным воздействием нововведений.
Эксперты прогнозируют:
· Рост цен на новые автомобили мощностью 150-200 л.с.: 5-7%
· Подорожание моделей свыше 200 л.с.: 8-12%
· Увеличение стоимости подержанных премиальных автомобилей: 3-5%
· Снижение спроса на мощные SUV и кроссоверы: 15-20%
Цепная реакция: что ждёт рынок?
Повышение утильсбора запустит цепную реакцию, последствия которой почувствуют все автолюбители.
1. Подорожание новых автомобилей. Производители неизбежно заложат возросшие расходы по утильсбору в стоимость новых машин. По прогнозам аналитиков, ценники могут вырасти на 5–10% уже в IV квартале 2025 года. Для автомобилей премиум-сегмента рост может составить 15% и более.
2. Волна на вторичном рынке. Вслед за новыми автомобилями начнёт дорожать и вторичка. Владельцы машин с пробегом, видя рост цен на аналогичные новые модели, будут пересматривать стоимость своих предложений в сторону увеличения. Кроме того, спрос на "бюджетные" мощные автомобили с пробегом вырастет, так как они станут единственной альтернативой для многих покупателей.
3. Сдвиг потребительских предпочтений. Рынок может столкнуться с ростом спроса на менее мощные, но более доступные версии одних и тех же моделей. Производителям, возможно, придётся активнее продвигать гибридные и турбированные двигатели меньшего объёма, но с высокими удельными показателями мощности.
Комментарий генерального директора ООО УК "Авторай" Андрея Чигиряева:
![]()
"Ситуация требует взвешенного подхода от всех участников рынка. Мы провели детальный анализ предстоящих изменений и видим, что наибольшее влияние повышение утильсбора окажет на среднеценовой сегмент — кроссоверы и внедорожники мощностью 150-220 л.с. Именно эти модели составляют основу парка российского автолюбителя.
Важно понимать: производители неизбежно переложат возросшие издержки на потребителей. Уже сейчас мы наблюдаем корректировку ценовой политики основных игроков рынка. По нашим оценкам, к концу 2026 года средняя цена автомобиля мощностью свыше 150 л.с. вырастет на 8-10% относительно текущего уровня.
Для покупателей это создает уникальное окно возможностей — до вступления новых правил в силу можно приобрести автомобиль по действующим ценам, избежав дополнительной нагрузки. Мы рекомендуем клиентам рассматривать этот период как оптимальный для обновления парка".